Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Веды - Упанишады

звук бессмертия

 
Изучив Писания (шастра) и много раз повторив [их], разумный, Высшее Благо (брахман) узнав, затем их отбросит, как головню [от факела, когда стало светло]. (1)

Затем, взойдя на колесницу слога ОМ, [он] следует по стопам Брахмы, колесничим [своим] сделав Вишну и почитая высшим Рудру. (2)

Но [когда] достигают на колеснице нужного места, колесничий останавливает колесницу и седок, колесницу оставив, уходит. (3)

Комментарий: уподобление колеснице часто встречается у индусов. Подобная метафора уже встречается в Бхагавадгите для описания тела. Здесь она относится к звуку ом, который уподобляется колеснице Бога. Сегодня с этой целью мы можем воспользоваться образом лифта: мы прибегаем к нему, чтобы подняться на верхний этаж, но оказавшись там, мы тотчас его покидаем.


[Так], оставив размер [звука], род, положение, беззвучным "М" лишенного признаков звука тончайшего состояния, поистине, достигают. (4)

Комментарий: три проявленные части (или моры) священного слога ом суть произнесенные звуки а, у и м. После затухания отчетливо произносимого в нос звука м для концентрации внимания используется неслышимый звук м, то - есть его умственное "эхо". Этот четвертый звук и есть бинду ("семенная точка").


[Оставив] звук и прочие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Самом сияющем - это зовут пратьяхарой. (5)

Пранаяма, затем дхарана, пратьяхара и дхьяна, также тарка и самадхи - зовутся шестичастной йогой. (6)

Как при расплавлении золотой породы сжигается примесь - так произведенное чувствами загрязнение (доша) сжигается удержанием праны (прана-дхарана). (7)

Комментарий: загрязнение, о котором идет речь, представляет собой такие внутренние состояния человека, как гнев, печаль, ревность и т. д., которые порождаются нашим направленным вовне сознанием.


Управлением пранами в теле [избавляются] от расстройств, дхараной от скверны, а пратьяхарой вместе с дхьяной - от неблагих свойств (килбиша) [то есть от кармических следов отрицательных эмоций]. (8)

Так как [этим] скверна, подлежащая удалению, уничтожается, сиятельным (ручира) [синоним кумбхакиу]) [упражнением] следует заниматься. Удаление, двух ветров привлечение и Сиятельное - три управления дыханием, сказано. (9)

Удаление, наполнение, задержка (кумбхака) [дыхания, соединенная] с трехразовым произнесением ОМ, возглашениями (вьяхрити) и гаятри вместе с Головной (ширас) [мантрой] - это управлением праной зовется. (10)

Комментарий: некоторые специальные термины в этой строфе требуют разъяснения. Как уже говорилось, гаятри - знаменитая ведийская мантра тат савитур вареньям бхарго дэвасья дхимахи дхийо йо нах пра-чодаят, или "Да помыслим о желанном блеске дивного светила (савитри), разум (дхи) наш да озарит он". Возглашения - это ведийские священные формулы бхур, бхувах и свах, означающие три мира: соответственно землю, среднюю сферу, иначе воздушное пространство, и небо. Головная (ширас) мантра представляет собой другую почитаемую формулу из Дхармашастр: паро раджасе'савад ом, "пребывающий вне тьмы - ом"*, которую часто присоединяют к гаятри-мантре.


[Когда] пространство, [где] предстоит поднять воздух, опустошая, доводят до полной пустоты - это, говорят, признак речаки [то есть "удаление" воздуха, третий и последний момент пранаямы]. (11)

[Когда] человек всасывает набираемый воздух, [словно] стеблем голубого лотоса воду, - таков признак пураки**. (12)

[Когда] ни при вдохе, ни при выдохе члены не движутся, это состояние, сказано, - признак кумбхаки*. (13)

[Когда], как слепой, видят формы, как глухой, слышат звуки, как чурбан, видят тело - таков признак успокоения.(14)

Мыслящего ум и намерение вытканными на Самом и Самого удерживающего так удержанием [внимания] провозглашают мудрым.(15)

Раздумье об источнике рассуждением (тарка ) зовется, обретенная ровность мысли - как самадхи известна.(16)

[Устроившись] на земле, на сидении из [травы] дарбха, в приятном, лишенном всех недостатков [месте], сотворив мысленную защиту, шепча по многу раз [мантру], (17)

удерживая Лотосную ( падмака ), или Счастливую ( свастика ), или Бодрую ( бхарра ) позу, обращенный лицом к северу, неподвижный, (18)

одним пальцем [поочередно] закрывая ноздри и втягивая воздух, пусть удерживает [и при этом] только огонь и звук воспринимает.(19)

Один лишь слог ОМ произнося разнообразно, "Благо" - говорят этой дивной мантрой.[Затем] следует удалить воздух.Пусть [упражняющийся] делает это, пока не освободится от нечистоты.(20)

После размышляющий так, как сказано прежде, мудрый ( будха ), знающий мантру, [преодолеет] сначала плотное, [а затем] и тонкое [тело], от пупка вверх [поднимая звук и огонь]. (21)

Пусть, избегая взгляда по сторонам, вверх и вниз, находящийся в неподвижности и не дрожащий, всегда упражняется в йоге великий отшельник.(22)

Так удерживается семь или восемь мер времени длительность дхараны, но йога требует 12 мер, говорится.(23)

Внизу проявляющийся беззвучный [звук], лишенный гласных, согласных, горловых, носовых, губных, обоих видов конечных "х", - неразбиваемый ( акшара ,) [слог], который никак не разбить.(24)

Кем это умение достигается, тем прана постигается.Всегда следует повторять [этот] путь, который проходит (25)

[через] врата сердца, врата воздуха и врата головы, затем высшие врата освобождения : впадину и круглое отверстие.(26)

Пусть упражняющийся всегда избегает страха, гнева, лени, пересыпания, переедания и недоедания.(27)

Этими правилами, повторяемыми всегда постепенно, возникает самопознание в три месяца, несомненно.(28)

На четвертый - дивных [богов] увидит, на пятый - [подходит] широкой поступью [и] в шесть месяцев, несомненно, искомое состояние Обособленности ( кайвалья ) обретает.(29)

Пять мер [принадлежит] Земле, четыре - Воде, три меры - Огню, Ветру - две, (30)

одна мера - Пространству, но мыслит пусть о безмерном (аматра), совершив умом соединение, пусть в себе Самого постигнет.(31)

[Область распространения] праны в 30 пальцев, где прана, пранами обусловленная, называется праной. Это внешнее поле праны, [внутреннее же поле] дыхания (нишваса) (32)

[распространяется] день и ночь на 19 миллиардов 300 миллионов 100 тысяч и один [палец], согласно источникам.(33)*

Комментарий: Общее число 113 180 следует разделить на пять, поскольку речь идет о пяти пранах.Это дает 22 636 вдохов - выдохов в течение суток, или 15,7 в минуту.В других источниках идеальным считается число 21 600. В любом случае, таково примерно количество вдохов - выдохов взрослого человека.


Первая - прана, ее место - в сердце, апана же - около ануса, самана - в пупковой области, удана находится в горле, (34)

вьяна, вседарящая, - по всем членам распространяется.[Теперь] - пять цветов праны и прочих [будут] названы по порядку: (35)

прана - кровавого цвета, с драгоценным рубином схожа, апана - в ее середине, подобна цвету [желтой] индрагопы.(36)

В середине тех двух - самана, прекрасная, белая, словно коровье молоко, удана желтовата, а вьяна подобна огню.(37)

Разомкнув этот круг, [кто] воздух ведет к голове, где бы ни умер, тот не родится больше, тот не родится больше.(38)

Комментарий: йогины используют как твержение звука ом, так и собственное дыхание в качестве средства сосредоточения сознания, что ведет к подъему внимания вместе с самой жизненной силой.Замысел состоит в том, чтобы направить жизненную силу вверх по направлению к макушке головы, пока оно не пробьется сквозь родничок (именуемый брахма - рандхра, или "дыра Брахмы", иначе "Благое отверстие") и не устремится к блаженной бесконечности.Жизненная сила, по представлениям тантры, должна пробудить гораздо более мощную кундалини - шакти, которая посредством праны увлекается в центральный канал для подъема к психоэнергетическому центру над макушкой головы, где она сливается с бесконечностью Сознания, воплощенного в образе Шивы.



Добавить комментарий

Текст комментария не должен содержать оскорбительных фраз по отношению к кому либо
Текст комментария не должен содержать нецензурных слов.


Защитный код
Обновить

Language

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Веды - Упанишады

звук бессмертия

 
Изучив Писания (шастра) и много раз повторив [их], разумный, Высшее Благо (брахман) узнав, затем их отбросит, как головню [от факела, когда стало светло]. (1)

Затем, взойдя на колесницу слога ОМ, [он] следует по стопам Брахмы, колесничим [своим] сделав Вишну и почитая высшим Рудру. (2)

Но [когда] достигают на колеснице нужного места, колесничий останавливает колесницу и седок, колесницу оставив, уходит. (3)

Комментарий: уподобление колеснице часто встречается у индусов. Подобная метафора уже встречается в Бхагавадгите для описания тела. Здесь она относится к звуку ом, который уподобляется колеснице Бога. Сегодня с этой целью мы можем воспользоваться образом лифта: мы прибегаем к нему, чтобы подняться на верхний этаж, но оказавшись там, мы тотчас его покидаем.


[Так], оставив размер [звука], род, положение, беззвучным "М" лишенного признаков звука тончайшего состояния, поистине, достигают. (4)

Комментарий: три проявленные части (или моры) священного слога ом суть произнесенные звуки а, у и м. После затухания отчетливо произносимого в нос звука м для концентрации внимания используется неслышимый звук м, то - есть его умственное "эхо". Этот четвертый звук и есть бинду ("семенная точка").


[Оставив] звук и прочие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Самом сияющем - это зовут пратьяхарой. (5)

Пранаяма, затем дхарана, пратьяхара и дхьяна, также тарка и самадхи - зовутся шестичастной йогой. (6)

Как при расплавлении золотой породы сжигается примесь - так произведенное чувствами загрязнение (доша) сжигается удержанием праны (прана-дхарана). (7)

Комментарий: загрязнение, о котором идет речь, представляет собой такие внутренние состояния человека, как гнев, печаль, ревность и т. д., которые порождаются нашим направленным вовне сознанием.


Управлением пранами в теле [избавляются] от расстройств, дхараной от скверны, а пратьяхарой вместе с дхьяной - от неблагих свойств (килбиша) [то есть от кармических следов отрицательных эмоций]. (8)

Так как [этим] скверна, подлежащая удалению, уничтожается, сиятельным (ручира) [синоним кумбхакиу]) [упражнением] следует заниматься. Удаление, двух ветров привлечение и Сиятельное - три управления дыханием, сказано. (9)

Удаление, наполнение, задержка (кумбхака) [дыхания, соединенная] с трехразовым произнесением ОМ, возглашениями (вьяхрити) и гаятри вместе с Головной (ширас) [мантрой] - это управлением праной зовется. (10)

Комментарий: некоторые специальные термины в этой строфе требуют разъяснения. Как уже говорилось, гаятри - знаменитая ведийская мантра тат савитур вареньям бхарго дэвасья дхимахи дхийо йо нах пра-чодаят, или "Да помыслим о желанном блеске дивного светила (савитри), разум (дхи) наш да озарит он". Возглашения - это ведийские священные формулы бхур, бхувах и свах, означающие три мира: соответственно землю, среднюю сферу, иначе воздушное пространство, и небо. Головная (ширас) мантра представляет собой другую почитаемую формулу из Дхармашастр: паро раджасе'савад ом, "пребывающий вне тьмы - ом"*, которую часто присоединяют к гаятри-мантре.


[Когда] пространство, [где] предстоит поднять воздух, опустошая, доводят до полной пустоты - это, говорят, признак речаки [то есть "удаление" воздуха, третий и последний момент пранаямы]. (11)

[Когда] человек всасывает набираемый воздух, [словно] стеблем голубого лотоса воду, - таков признак пураки**. (12)

[Когда] ни при вдохе, ни при выдохе члены не движутся, это состояние, сказано, - признак кумбхаки*. (13)

[Когда], как слепой, видят формы, как глухой, слышат звуки, как чурбан, видят тело - таков признак успокоения.(14)

Мыслящего ум и намерение вытканными на Самом и Самого удерживающего так удержанием [внимания] провозглашают мудрым.(15)

Раздумье об источнике рассуждением (тарка ) зовется, обретенная ровность мысли - как самадхи известна.(16)

[Устроившись] на земле, на сидении из [травы] дарбха, в приятном, лишенном всех недостатков [месте], сотворив мысленную защиту, шепча по многу раз [мантру], (17)

удерживая Лотосную ( падмака ), или Счастливую ( свастика ), или Бодрую ( бхарра ) позу, обращенный лицом к северу, неподвижный, (18)

одним пальцем [поочередно] закрывая ноздри и втягивая воздух, пусть удерживает [и при этом] только огонь и звук воспринимает.(19)

Один лишь слог ОМ произнося разнообразно, "Благо" - говорят этой дивной мантрой.[Затем] следует удалить воздух.Пусть [упражняющийся] делает это, пока не освободится от нечистоты.(20)

После размышляющий так, как сказано прежде, мудрый ( будха ), знающий мантру, [преодолеет] сначала плотное, [а затем] и тонкое [тело], от пупка вверх [поднимая звук и огонь]. (21)

Пусть, избегая взгляда по сторонам, вверх и вниз, находящийся в неподвижности и не дрожащий, всегда упражняется в йоге великий отшельник.(22)

Так удерживается семь или восемь мер времени длительность дхараны, но йога требует 12 мер, говорится.(23)

Внизу проявляющийся беззвучный [звук], лишенный гласных, согласных, горловых, носовых, губных, обоих видов конечных "х", - неразбиваемый ( акшара ,) [слог], который никак не разбить.(24)

Кем это умение достигается, тем прана постигается.Всегда следует повторять [этот] путь, который проходит (25)

[через] врата сердца, врата воздуха и врата головы, затем высшие врата освобождения : впадину и круглое отверстие.(26)

Пусть упражняющийся всегда избегает страха, гнева, лени, пересыпания, переедания и недоедания.(27)

Этими правилами, повторяемыми всегда постепенно, возникает самопознание в три месяца, несомненно.(28)

На четвертый - дивных [богов] увидит, на пятый - [подходит] широкой поступью [и] в шесть месяцев, несомненно, искомое состояние Обособленности ( кайвалья ) обретает.(29)

Пять мер [принадлежит] Земле, четыре - Воде, три меры - Огню, Ветру - две, (30)

одна мера - Пространству, но мыслит пусть о безмерном (аматра), совершив умом соединение, пусть в себе Самого постигнет.(31)

[Область распространения] праны в 30 пальцев, где прана, пранами обусловленная, называется праной. Это внешнее поле праны, [внутреннее же поле] дыхания (нишваса) (32)

[распространяется] день и ночь на 19 миллиардов 300 миллионов 100 тысяч и один [палец], согласно источникам.(33)*

Комментарий: Общее число 113 180 следует разделить на пять, поскольку речь идет о пяти пранах.Это дает 22 636 вдохов - выдохов в течение суток, или 15,7 в минуту.В других источниках идеальным считается число 21 600. В любом случае, таково примерно количество вдохов - выдохов взрослого человека.


Первая - прана, ее место - в сердце, апана же - около ануса, самана - в пупковой области, удана находится в горле, (34)

вьяна, вседарящая, - по всем членам распространяется.[Теперь] - пять цветов праны и прочих [будут] названы по порядку: (35)

прана - кровавого цвета, с драгоценным рубином схожа, апана - в ее середине, подобна цвету [желтой] индрагопы.(36)

В середине тех двух - самана, прекрасная, белая, словно коровье молоко, удана желтовата, а вьяна подобна огню.(37)

Разомкнув этот круг, [кто] воздух ведет к голове, где бы ни умер, тот не родится больше, тот не родится больше.(38)

Комментарий: йогины используют как твержение звука ом, так и собственное дыхание в качестве средства сосредоточения сознания, что ведет к подъему внимания вместе с самой жизненной силой.Замысел состоит в том, чтобы направить жизненную силу вверх по направлению к макушке головы, пока оно не пробьется сквозь родничок (именуемый брахма - рандхра, или "дыра Брахмы", иначе "Благое отверстие") и не устремится к блаженной бесконечности.Жизненная сила, по представлениям тантры, должна пробудить гораздо более мощную кундалини - шакти, которая посредством праны увлекается в центральный канал для подъема к психоэнергетическому центру над макушкой головы, где она сливается с бесконечностью Сознания, воплощенного в образе Шивы.



Добавить комментарий

Текст комментария не должен содержать оскорбительных фраз по отношению к кому либо
Текст комментария не должен содержать нецензурных слов.


Защитный код
Обновить

Language

Russian English French German Italian Portuguese Spanish